"Е3" — программные продукты для оптимизации работы отдела экологии
Вернуться на главную страницу

Мобильные источники выбросов и объекты тяготения мобильных источников выбросов

Юридические лица, индивидуальные предприниматели, осуществляющие эксплуатацию мобильных источников выбросов и имеющие объекты тяготения мобильных источников выбросов, должны соблюдать определенные нормы и правила в области охраны атмосферного воздуха.
К мобильным источникам выбросов относятся транспортные средства, самоходные машины, работа двигателей которых влечет за собой выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух.
Объекты тяготения мобильных источников выбросов – это неорганизованные стационарные источники выбросов. К данным объектам относятся места стоянки и хранения мобильных источников выбросов, здания и сооружения, предназначенные для обслуживания участников дорожного движения в пути следования, грузовые и пассажирские терминалы, вокзалы, аэропорты, причалы и иные подобные объекты (станции технического обслуживания, автозаправочные станции, мойки и другие объекты).
В соответствии с п.4 главы 1 Инструкции «О порядке установления нормативов допустимых выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух» (утверждена постановлением Минприроды от 23.06.2009 №43 – в ред. постановления Минприроды от 23.12.2011 №55) для мобильных источников выбросов нормативы выбросов НЕ устанавливаются. Однако, объекты тяготения мобильных источников в обязательном порядке учитываются при разработке акта инвентаризации выбросов в атмосферный воздух.
Также существует ряд других документов, в которых отображается воздействие таких источников на атмосферный воздух. В данной статье рассмотрим перечень и порядок заполнения учетной документации для мобильных источников выбросов.
Согласно пункту 2 статьи 21 Закона Республики Беларусь от 16.12.2008 № 2-З «Об охране атмосферного воздуха» (с изменениями от 17 июля 2023 г.), юридические лица, индивидуальные предприниматели, осуществляющие хозяйственную и иную деятельность, связанную с выбросами загрязняющих веществ в атмосферный воздух обязаны вести учет в области охраны атмосферного воздуха.
Учет выбросов загрязняющих веществ от объектов тяготения ведется природопользователями по форме ПОД-1 (приложение 7 постановления Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Републики беларусь от 29.12.2022 №32-Т ЭкоНиП 17.08.06-001-2022 «Охрана окружающей среды и природопользование. Атмосферный воздух (в том числе озоновый слой). Требования экологической безопасноти в области охраны атмосферного воздуха» (далее – ЭкоНиП)).
С правилами заполнения ПОД-1, а также другими журналами учета по воздуху, можно ознакомиться в статье «ПОД-1, ПОД-2, ПОД-3 согласно новым ЭкоНиП».
В данной же статье приведем пример расчета выбросов загрязняющих веществ от объекта тяготения мобильных источников, а также пример отображения выбросов от таких источников в журнале первичного учета по форме ПОД-1.
Пример 1. Рассчитать выброс загрязняющих веществ от зон технического обслуживания (ТО) и текущего ремонта (ТР) легковых автомобилей (источник выбросов 6001). Отобразить данные в журнале ПОД-1.
Расчет произведем в соответствии с пунктом 3.1 главы 3 «Методики проведения инвентаризации выбросов загрязняющих веществ в атмосферу автотранспортных предприятий (расчетный метод) утвержденной Министерством транспорта Российской Федерации от 28.10.1998 г.
Для помещения зоны ТО и ТР с тупиковыми постами валовый выброс i-го вещества рассчитывается по формуле:
Где:
m(Lik) - пробеговый выброс i-го вещества автомобилем к-й группы, г/км (принимается в соответствии с табл. 2.2 настоящей методики). В переходный период значения выбросов CO, CH, C, S02 должны умножаться на коэффициент 0,9 от значений холодного периода. Выбросы NOX, равны выбросам в холодный период;
m(прik) - удельный выброс i-го вещества при прогреве двигателя к-й группы, г/мин (принимается в соответствии с табл. 2.1 настоящей методики). В переходный период значения выбросов CO, CH, C, SO2 должны умножаться на коэффициент 0,9 от значений холодного периода. Выбросы NOX, равны выбросам в холодный период;
S(T) - расстояние от ворот помещения до поста ТО и ТР, км,
n(k) - количество ТО и ТР, проведенных в течение года для автомобилей к-й группы;t
t(пр) - время прогрева,
= 1,5 мин.
Исходные данные представлены в таблице 1.
Таблица 1 – Иcходные данные
Подставив данные в формулы, получим следующие результаты.
Таблица 2 – Результаты расчета выбросов загрязняющих веществ
Внесем полученные результаты в таблицу 3 журнала ПОД-1.
Таблица 3 – Таблица по форме журнала ПОД-1
Учет непосредственно самих мобильных источников выбросов ведется природопользователями, у которых на балансе согласно бухгалтерской документации 25 и более мобильных источников. Для ведения учета таких источников выбросов применяется журнал по форме ПОД-4 (приложение 10 ЭкоНиП). ПОД-4 заполняется до 1 февраля года следующего за отчетным.

Кроме ведения первичного учета, в соответствии со статьей 101 Закона «Об охране окружающей среды», юридические лица и индивидуальные предприниматели при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, оказывающей вредное воздействие на окружающую среду, обязаны обеспечивать осуществление производственных наблюдений в области охраны окружающей среды, рационального (устойчивого) использования природных ресурсов, включая организацию мест отбора проб и проведения измерений, в соответствии с требованиями, устанавливаемыми нормативными правовыми актами, в том числе обязательными для соблюдения техническими нормативными правовыми актами в области охраны окружающей среды.

При осуществлении производственных наблюдений выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух от мобильных источников выбросов отбор проб и проведение измерений в области охраны окружающей среды проводится со следующей периодичностью:

– не реже одного раза в 5 лет – при эксплуатации от 25 до 50 единиц механических транспортных средств;

– не реже одного раза в 3 года – при эксплуатации от 51 до 100 единиц механических транспортных средств;

– не реже одного раза в календарный год – при эксплуатации более 100 единиц механических транспортных средств;

внепланово – при осуществлении допуска механических транспортных средств к участию в дорожном движении после завершения ремонтных воздействий при капитальном ремонте механических транспортных средств, техническом обслуживании, ремонте, диагностике и регулировке двигателя и его систем (система питания, система выпуска отработавших газов), других частей механических транспортных средств, влияющих на изменение содержания загрязняющих веществ в отработавших газах двигателей.

Внеплановый отбор проб делается вне зависимости от количества мобильных источников, состоящих на балансе предприятия.

Отбор проб и проведение измерений загрязняющих веществ в выбросах от мобильных источников выбросов (транспортных средств) осуществляются по показателям дымность, углеводороды (показатель СН), углерода оксид (окись углерода, угарный газ) (показатель СО).

При осуществлении учета и контроля в области охраны атмосферного воздуха применяются средства измерений утвержденного типа, прошедшие государственную проверку и калибровку средств измерений в соответствии с законодательством об обеспечении единства измерений.

Компания ОДО «ЭНЭКА» разработала инновационный программный продукт «Е3 Воздух», позволяющий автоматизировать ведение учетной документации в области охраны окружающей среды, включая учет от объектов тяготения мобильных источников выбросов. Ознакомиться с описанием функционала программы, а также оставить заявку на бесплатный пробный период можно здесь.