НОВАЯ РЕДАКЦИЯ ЗАКОНА ОБ ОБРАЩЕНИИ С ОТХОДАМИ
6 октября 2024 г. в силу вступает новая реакция Закона Республики Беларусь «Об обращении с отходами» (далее – Закон), согласно которой изменения коснутся почти всех статей действующего НПА. Ряд позиций лишь откорректированы с учетом новых терминов и нормотворческой техники, однако многие статьи претерпели значительные изменения. Разберем ключевые из них.
Команда проекта Е3 внимательно отслеживает каждое изменение природоохранного законодательства и оперативно вносит соответствующие изменения в программный продукт «Е3-отходы», обеспечивая его полное соответствие всем требованиям законодательства. Ознакомиться с функционалом продукта, а также оставить заявку на бесплатный пробный период можно здесь.
1.Изменение понятийного аппарата
Прежде всего в статье 2 новой редакции Закона отредактированы многие термины и определения («отходы», «обращение с отходами», «коммунальные отходы», «отходы производства» и пр.), введены новые («вторичное сырье», «подготовка отходов», «утилизация отходов») и исключены существующие («вторичное сырье», «подготовка отходов»).
Обращение с ломом и отходами черных и цветных металлов (далее по тексту – отходы металлов)
Прежде всего в статье 2 новой редакции Закона отредактированы многие термины и определения («отходы», «обращение с отходами», «коммунальные отходы», «отходы производства» и пр.), введены новые («вторичное сырье», «подготовка отходов», «утилизация отходов») и исключены существующие («вторичное сырье», «подготовка отходов»).
Обращение с ломом и отходами черных и цветных металлов (далее по тексту – отходы металлов)
2.Обращение с ломом и отходами черных и цветных металлов (далее по тексту – отходы металлов)
Если согласно действующему Закону обращение с отходами металлов регламентируется в соответствии с природоохранным законодательством (если иное не предусмотрено законодательством о промышленности и иным специальным законодательством), то в новой редакции регулирование осуществляется актами Президента Республики Беларусь и иными актами законодательства, регулирующими вопросы обращения с отходами металлов (пункт 7 статьи 2 новой редакции Закона).
Справочно!
Напомним, что в целях определения единого порядка обращения с отходами металлов принят Указ Президента Республики Беларусь «О порядке обращения с ломом и отходами черных и цветных металлов» от 10 апреля 2023 г. № 93, которым установлено, что отходы металлов, которые образуются в процессе хозяйственной деятельности у юридических лиц (далее – юрлицо), индивидуальных предпринимателей (далее – ИП), если иное не установлено Президентом Республики Беларусь, подлежат учету, хранению, использованию и поставке (отгрузке) в порядке, установленном Советом Министров Республики Беларусь.
Названным постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 24 мая 2023 г. № 341 утверждено Положение о порядке учета, хранения, использования и поставки (отгрузки) лома и отходов черных и цветных металлов.
Таким образом, отходы металлов не включаются в документы, наличие которых предусмотрено природоохранным законодательством (акты инвентаризации отходов производства, формы учета ПОД-9, ПОД-10, инструкции по обращению с отходами производства и др.).
Если согласно действующему Закону обращение с отходами металлов регламентируется в соответствии с природоохранным законодательством (если иное не предусмотрено законодательством о промышленности и иным специальным законодательством), то в новой редакции регулирование осуществляется актами Президента Республики Беларусь и иными актами законодательства, регулирующими вопросы обращения с отходами металлов (пункт 7 статьи 2 новой редакции Закона).
Справочно!
Напомним, что в целях определения единого порядка обращения с отходами металлов принят Указ Президента Республики Беларусь «О порядке обращения с ломом и отходами черных и цветных металлов» от 10 апреля 2023 г. № 93, которым установлено, что отходы металлов, которые образуются в процессе хозяйственной деятельности у юридических лиц (далее – юрлицо), индивидуальных предпринимателей (далее – ИП), если иное не установлено Президентом Республики Беларусь, подлежат учету, хранению, использованию и поставке (отгрузке) в порядке, установленном Советом Министров Республики Беларусь.
Названным постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 24 мая 2023 г. № 341 утверждено Положение о порядке учета, хранения, использования и поставки (отгрузки) лома и отходов черных и цветных металлов.
Таким образом, отходы металлов не включаются в документы, наличие которых предусмотрено природоохранным законодательством (акты инвентаризации отходов производства, формы учета ПОД-9, ПОД-10, инструкции по обращению с отходами производства и др.).
3.Право собственности на отходы и сделки с ними
Изменения затронули несколько важных ситуаций:
Изменения затронули несколько важных ситуаций:
- Четко оговорено право собственности на вторичные материальные ресурсы, полученные в результате сноса объектов и имеющие стоимость. С момента образования собственником таких отходов является заказчик либо подрядчик на основании договора, заключаемого в соответствии с гражданским законодательством (часть 5 пункта 1 статьи 3 новой редакции Закона).
- Также отметим, что юрлица, оказывающие услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами (потребления), становятся собственниками таких отходов с момента их размещения в санкционированных местах хранения отходов физическими лицами, являющимися одновременно производителями и собственниками таких отходов (часть 4 пункта 1 статьи 3 новой редакции Закона).
- Важным изменением Закона является исключение возможности отчуждения отходов с целью их подготовки, что повлечет за собой отмену административной процедуры «Регистрация сделки о передаче опасных отходов» (пункт 3 статьи 3 новой редакции Закона).
- Отчуждение отходов физическому лицу допускается только в целях их использования для собственных нужд (пункт 4 статьи 3 новой редакции Закона). При этом новой редакцией постановления Совмина Республики Беларусь «О перечне отходов, передача которых физическим лицам, не являющимся индивидуальными предпринимателями, запрещается», утвержденного 22.01.2020 г. № 36, четко оговорены наименования отходов, которые запрещено передавать населению с 6 октября 2024 г.
- Что касается обращения с бесхозными отходами, четко установлена их собственность за землепользователями участков, на которых выявлены отходы. При этом наступает обязанность сбора и удаления отходов с участка. В случае выявления производителей отходов, разместивших отходы на земельных участках, им не принадлежащих, указанные производители осуществляют сбор и удаление этих отходов, а также принимают иные меры по предупреждению их вредного воздействия на окружающую среду, здоровье людей, имущество либо возмещают стоимость таких работ землепользователям (пункт 5 статьи 3 новой редакции Закона).
4. Обязанности субъектов хозяйствования в области обращения с отходами
В целом перечень обязанностей юридических лиц, осуществляющих обращение с отходами, остается прежним. Однако, следует отметить, что юридическое лицо должно иметь в штате одного или нескольких работников, обладающих знаниями в области обращения с отходами, а также обязано обеспечивать повышение их квалификации в соответствии с порядком, установленным законодательством об образовании (пункт 1.10 статьи 19 настоящей редакции Закона).
Как и в действующей редакции микроорганизации и индивидуальные предприниматели (далее - ИП) (а с новой редакцией Закона еще и воинские части Вооруженных Сил Республики Беларусь) освобождаются от ряда обязанностей, таких как разработка и согласование инструкции по обращению с отходами производства, проведение инвентаризации отходов производства (за исключением микроорганизаций), их учет (за исключением микроорганизаций), разработка и утверждение нормативов образования отходов производства, назначение должностных (уполномоченных) лиц, ответственных за обращение с отходами. Однако такие «льготы» отменяются для микроорганизаций и ИП, осуществляющих деятельность по заготовке, сортировке, использованию, обезвреживанию, захоронению и (или) долговременному хранению отходов (пункты 1.6-1.8, 2.1 статьи 19 настоящей редакции Закона).
В целом перечень обязанностей юридических лиц, осуществляющих обращение с отходами, остается прежним. Однако, следует отметить, что юридическое лицо должно иметь в штате одного или нескольких работников, обладающих знаниями в области обращения с отходами, а также обязано обеспечивать повышение их квалификации в соответствии с порядком, установленным законодательством об образовании (пункт 1.10 статьи 19 настоящей редакции Закона).
Как и в действующей редакции микроорганизации и индивидуальные предприниматели (далее - ИП) (а с новой редакцией Закона еще и воинские части Вооруженных Сил Республики Беларусь) освобождаются от ряда обязанностей, таких как разработка и согласование инструкции по обращению с отходами производства, проведение инвентаризации отходов производства (за исключением микроорганизаций), их учет (за исключением микроорганизаций), разработка и утверждение нормативов образования отходов производства, назначение должностных (уполномоченных) лиц, ответственных за обращение с отходами. Однако такие «льготы» отменяются для микроорганизаций и ИП, осуществляющих деятельность по заготовке, сортировке, использованию, обезвреживанию, захоронению и (или) долговременному хранению отходов (пункты 1.6-1.8, 2.1 статьи 19 настоящей редакции Закона).
5.Сбор отходов и разделение их по видам
Новой версией Закона оговорена четкая необходимость раздельного сбора отходов производства и отходов потребления. Если сейчас юрлица могут делегировать разделение своих отходов другому юрлицу или ИП, то после 6 октября 2024 г. обязанность раздельного сбора отходов возлагается только на производителя (статья 25 новой редакции Закона).
Не обошлось без исключений:
Новой версией Закона оговорена четкая необходимость раздельного сбора отходов производства и отходов потребления. Если сейчас юрлица могут делегировать разделение своих отходов другому юрлицу или ИП, то после 6 октября 2024 г. обязанность раздельного сбора отходов возлагается только на производителя (статья 25 новой редакции Закона).
Не обошлось без исключений:
- Сбор отходов производства без их разделения по видам допускается в случае, если осуществляется сбор отходов производства, направляемых на захоронение и имеющих идентичные агрегатное состояние, степень опасности и класс опасности.
- Сбор отходов потребления и их разделение по видам осуществляются производителями таких отходов в соответствии с условиями, созданными для этого организациями, осуществляющими эксплуатацию жилищного фонда и (или) предоставляющими жилищно-коммунальные услуги, либо юридическими лицами, осуществляющими удаление отходов потребления.
6.Технологические регламенты
Новой версией Закона дополнены требования к объектам по использованию, обезвреживанию, захоронению отходов. К слову, работа таких объектов допускается только при наличии утвержденных технологических регламентов (статьи 29-31 новой редакции Закона).
Эксплуатация объектов по использованию, обезвреживанию отходов без наличия капитальных строений (зданий, сооружений) или их частей, возведенных и (или) реконструированных для хранения отходов и (или) продукции, получаемой с их применением, запрещается.
Новой версией Закона дополнены требования к объектам по использованию, обезвреживанию, захоронению отходов. К слову, работа таких объектов допускается только при наличии утвержденных технологических регламентов (статьи 29-31 новой редакции Закона).
Эксплуатация объектов по использованию, обезвреживанию отходов без наличия капитальных строений (зданий, сооружений) или их частей, возведенных и (или) реконструированных для хранения отходов и (или) продукции, получаемой с их применением, запрещается.
7.Разработка инструкции по обращению с отходами, получение разрешений на хранение и захоронение отходов
Основные требования к разработке документации и получению разрешительных документов остались без изменений, однако, ввиду значительных изменений в терминологии и нормотворческой техники, после вступления Закона в силу прогнозируются изменения основных НПА по разработке документации в области обращения с отходами.
Основные требования к разработке документации и получению разрешительных документов остались без изменений, однако, ввиду значительных изменений в терминологии и нормотворческой техники, после вступления Закона в силу прогнозируются изменения основных НПА по разработке документации в области обращения с отходами.
8.Учет отходов производства
Существенных изменений по учету отходов производства по формам ПОД-9, ПОД-10 новая редакция Закона не внесла. Вновь делается акцент на ведении учета в соответствии с законодательством об охране окружающей среды (статья 36 новой редакции Закона) – иными словами согласно требованиям ЭкоНиП 17.01.06-001-2017 «Охрана окружающей среды и природопользование. Требования экологической безопасности"
Существенных изменений по учету отходов производства по формам ПОД-9, ПОД-10 новая редакция Закона не внесла. Вновь делается акцент на ведении учета в соответствии с законодательством об охране окружающей среды (статья 36 новой редакции Закона) – иными словами согласно требованиям ЭкоНиП 17.01.06-001-2017 «Охрана окружающей среды и природопользование. Требования экологической безопасности"