"Е3" — программные продукты для оптимизации работы отдела экологии
Вернуться на главную страницу

О некоторых вопросах разработки и согласования актов инвентаризации в 2024 году

В соответствии с пунктом 1 статьи 38 Закона Республики Беларусь «Об охране атмосферного воздуха» от 16 декабря 2008 г. № 2-З (в ред. от 17 июля 2023 г. № 295-З) (далее – Закон РБ «Об охране атмосферного воздуха») юридические лица, индивидуальные предприниматели, осуществляющие хозяйственную и иную деятельность, связанную с выбросами загрязняющих веществ (далее – ЗВ) в атмосферный воздух от стационарных источников выбросов, или уполномоченные ими юридические лица, за исключением случаев, предусмотренных законодательными актами, обязаны проводить инвентаризацию выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух.
Акт инвентаризации выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух (далее – акт инвентаризации) разрабатывается согласно Положению о порядке проведения инвентаризации выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, прописанному в Постановлении Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь 27.12.2023 № 33 «О деятельности, связанной с выбросами загрязняющих веществ в атмосферный воздух» (далее – Постановление № 33).
В случае, если согласно акту инвентаризации, суммарные валовые выбросы ЗВ от всех объектов воздействия на атмосферный воздух составляют 3 и менее тонны в год или валовые выбросы ЗВ 1 класса опасности составляют 10 и менее килограммов в год, то для такого объекта воздействия не требуется получение разрешения на выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух (далее – разрешение на выбросы) или комплексного природоохранного разрешения (далее – КПР). Акты инвентаризации менее 3-х тонн подлежат согласованию в порядке, установленном Постановлением Совета Министров Республики Беларусь 21.05.2009 № 664 (в ред. постановления Совета Министров Республики Беларусь 20.12.2023 № 921) (далее – Постановление № 664) в соответствии с Положением о порядке согласования актов инвентаризации выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух. Согласование актов инвентаризации осуществляется областными, Минским городским комитетами природных ресурсов и охраны окружающей среды путем выдачи заключения о согласовании акта инвентаризации выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух по форме согласно приложению 1. Срок осуществления административной процедуры – 10 дней.
Природопользователям, у которых по всем филиалам суммарно вышло более 3-х тонн, но отсутствуют источники выбросов, подлежащие нормированию в соответствии с Постановлением № 33, акт инвентаризации согласовывать не нужно. В выводах к такому акту инвентаризации необходимо расписать обоснования, по которым источники выбросов не подлежат нормированию.
Срок действия акта инвентаризации начинается со дня утверждения его руководителем организации.
Согласно пункту 3 статьи 38 Закона РБ «Об охране атмосферного воздуха» акт инвентаризации выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, утвержденный юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем, осуществляющими хозяйственную и иную деятельность, связанную с выбросами загрязняющих веществ в атмосферный воздух от стационарных источников выбросов, является основанием для подтверждения, корректировки или разработки нормативов допустимых выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух.
Корректировка результатов инвентаризации выбросов осуществляется путем оформления нового акта инвентаризации, при этом срок его действия обновляется датой утверждения нового акта.
Допускается при оформлении нового акта инвентаризации использовать сведения разделов и прилагаемую информацию предыдущего акта инвентаризации, в которые не вносятся изменения. При этом такие сведения должны быть подготовлены не более 3 лет назад, являться актуальными на дату проведения инвентаризации и соответствовать законодательству в области охраны окружающей среды.
Период действия нового акта инвентаризации определяется:
  • для объектов воздействия на атмосферный воздух, отнесенных к I категории в соответствии с категориями объектов воздействия на атмосферный воздух и перечнями объектов воздействия на атмосферный воздух, относящихся к различным категориям, установленными приложением к Постановлению № 664– один раз в 5 лет;
  • для объектов воздействия на атмосферный воздух, отнесенных к II–IV категории в соответствии с категориями объектов воздействия на атмосферный воздух и перечнями объектов воздействия на атмосферный воздух, относящихся к различным категориям, установленными приложением к Постановлению № 664, – один раз в 10 лет.
Если проводится корректировка акта инвентаризации, суммарные валовые выбросы от всех объектов воздействия на атмосферный воздух которого составляют 3 и менее тонны в год или валовые выбросы загрязняющих веществ 1 класса опасности составляют 10 и менее килограммов в год, то такой акт согласовывать нужно в случае, если выбросов стало больше в сравнении с предыдущим актом инвентаризации (пример: акт 2022 года – 2,554 тонн, акт 2024 года – 2,742 тонн).
Природопользователи, у которых в акте инвентаризации суммарные валовые выбросы от всех объектов воздействия на атмосферный воздух составляют более 3-х тонн в год или валовые выбросы ЗВ 1 класса опасности составляют более 10 килограммов в год, обязаны получить разрешение на выбросы или КПР.
С 2024 года при разработке/корректировке акта инвентаризации выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух природопользователь должен предоставлять разработчику акта актуальную информацию за последние три года работы предприятия.
С помощью программы "Е3 Воздух" специалистам предприятий доступна возможность восстановления данных в короткие сроки, в случае отсутствия учетной документации, а разработчик в свою очередь сможет получить всю необходимую информацию для качественной и корректной разработки акта инвентаризации выбросов.