"Е3" — программные продукты для оптимизации работы отдела экологии
Вернуться на главную страницу

Экологический налог в области обращения с отходами

В Республике Беларусь все виды природопользования осуществляются и регулируются на основании нормативно правовых актов Республики Беларусь в области природопользования. В соответствии с экологическим законодательством любое природопользование на территории государства является платным, т.е. облагается экологическим налогом.
Каждая экономическая деятельность влечет за собой образование отходов производства. В зависимости от их опасности и свойств они могут оказывать разное воздействие на окружающую среду и, соответственно, подпадать под экологическое налогообложение.
К любому природопользователю, осуществляющему деятельность по обращению с отходами применимо понятие права собственности на отходы. Согласно закону об обращении с отходами № 271-3 (гл. 1 п. 23, 30), в экологическое законодательство внесены такие понятия, как:
  • Производитель отходов – юридическое или физическое лицо, в том числе индивидуальный предприниматель, экономическая деятельность, жизнедеятельность которого приводит к образованию отходов.
  • Собственник отходов – юридическое или физическое лицо, в том числе индивидуальный предприниматель, приобретшее право владения, пользования и распоряжения отходами (включая образовавшееся в результате его экономической деятельности, жизнедеятельности) в порядке, установленном настоящим Законом и иными актами законодательства.
Так, обязанность по уплате экологического налога за хранение, захоронение отходов возлагается на лицо, имеющее право собственности на эти отходы.
В случае передачи отходов в собственность иному лицу (по договору отчуждения), обязанность уплаты экологического налога за обращение с отходами возлагается на лицо, принимающее отходы.
Согласно ст. 246 Налогового кодекса Республики Беларусь, плательщиками экологического налога признаются организации и индивидуальные предприниматели (далее в настоящей главе – плательщики), осуществляющие деятельность по обращению с отходами.
К уплате экологического налога не обязуются:
  • Бюджетные организации, за исключением случаев, когда эти организации признаются плательщиками за захоронение отходов производства на объектах захоронения отходов в случаях приобретения ими права собственности на отходы (по договору отчуждения) или иным действиям, свидетельствующим о приобретении права собственности с последующим захоронением;
  • Организации, уплачивающие единый налог для производителей сельхозпродукции;
  • Организации, для которых применима упрощённая система налогообложения (численность сотрудников до 50 человек, валовый годовой доход не более 2 311 250 бел руб).
Экологическое налогообложение при арендных отношениях
При заключении договора аренды здания (изолированного помещения, сооружения, иного объекта) обязанности по обращению с отходами производства, образующимися у арендатора, в большинстве случаев возлагаются на арендатора. Однако, арендодатель в таком случае должен предоставить оборудованные места временного хранения образующихся отходов (ст. 17 Закона об обращении с отходами № 271-3).
В договоре аренды может быть указано и другое - что правом собственности на отходы обладает арендодатель. Если арендодатель принимает отходы арендатора в собственность, то все обязанности по обращению с ними, а также обязанности уплаты экологического налога возлагаются на него. Плательщиком экологического налога в данном случае признается арендодатель.
Экологический налог за обращение с отходами
Согласно экологическому законодательству, обращение с отходами облагается экологическим налогом, особенности и размеры которого установлены Налоговым кодексом Республики Беларусь.
Объектом экологического налога в области обращения с отходами признаются собственно отходы, их хранение, захоронение и использование их в качестве изолирующего слоя на объектах захоронения. В данной статье рассмотрим экологический налог за хранение и захоронение отходов производства.
Экологический налог за хранение отходов
Экологическим налогом облагаются длительное хранение отходов производства и хранение отходов производства в рамках превышения одной транспортной единицы.
Вместе с тем, объектами налогообложения не признаются:
  • хранение отходов производства на объектах обезвреживания и (или) использования таких отходов, предназначенных к обезвреживанию и (или) использованию, в количестве не более одной четвертой годовой мощности объекта (годового объема используемых и (или) обезвреживаемых отходов) согласно проектной документации, по которой получено положительное заключение государственной экологической экспертизы;
  • хранение отходов производства, предназначенных для захоронения, обезвреживания и (или) использования, в целях накопления количества отходов производства, необходимого для перевозки одной транспортной единицей на объекты захоронения, обезвреживания и (или) использования таких отходов;
  • хранение и захоронение радиоактивных отходов, загрязненных радионуклидами в результате катастрофы на Чернобыльской АЭС, а также иных отходов, продуктов, материалов и других веществ, загрязненных радионуклидами в результате катастрофы на Чернобыльской АЭС;
  • хранение в установленном порядке выведенного из эксплуатации оборудования, материалов и отходов производства, содержащих пхб.
Особое внимание следует уделить транспортной единице. Одна транспортная единица – это допустимое количество накопления отходов производства в месте временного хранения до их перевозки на использование, обезвреживание, захоронение или подготовку. Хранение отходов производства с целью накопления одной транспортной единицы не подлежит налогообложению экологическим налогом. Налог взимается в случае превышения указанной транспортной единицы. Информация о заданной для отхода транспортной единице указывается в соответствующем приложении к действующей инструкции по обращению с отходами.
В случае отсутствия согласованной с территориальным органом Минприроды инструкции по обращению с отходами уплата экологического налога за хранение отходов производится за весь объем отходов, находящихся на хранении к концу отчетного периода.
Программный продукт "Е3 Отходы" не только предоставляет возможность пользователям контролировать транспортную единицу, но также своевременно получать предупреждения о ее превышении. Оставить заявку на бесплатный пробный период можно перейдя по ссылке.
Сумма экологического налога за хранение отходов формируется из налоговой базы и налоговой ставки (ст. 251 Налогового кодекса РБ).
Налоговая база экологического налога определяется как фактические объемы отходов производства, которые в течение налогового периода направлены на хранение в утвержденные места для хранения отходов. В случае превышения транспортной единицы, налоговая база будет равна объему превышения транспортной единицы. Налоговая ставка за хранение отходов производства указана в Приложении 9 к Налоговому кодексу Республики Беларусь.
Из приложения 9 следует:

За хранение 1 тонны отходов производства:
А также из отходов 3-го класса опасности:
  • Лигнин гидролизный – 3,44 руб.
  • Осадок из отстойников (сырой осадок с коагулянтом) – 0,25 руб.
Из отходов 4-го класса опасности:
  • Твердые галитовые отходы, шламы галитовые, фосфогипс – 1,04 руб.
  • Ил активных очистных сооружений – 0,19 руб.
  • Иные отходы – 8,45 руб.
Налоговым периодом для экологического налога за хранение отходов принят один календарный квартал.
Пример 1.
На предприятии образуются отходы ветоши, загрязненной лакокрасочными материалами, с кодом 5820503 согласно «Классификатору отходов РБ». Установлена транспортная единица для данного отхода объемом 0,6 тонн. На конец первого квартала 2024 года установлено, что на предприятии хранится 0,9 тонн данного отхода. Это означает, что превышение одной транспортной единицы составляет 0,3 тонны.
Согласно Приложению 9 Налогового кодекса Республики Беларусь, налоговая ставка за хранение отходов составляет 16,89 рубля за тонну. Налоговая база определяется как объем превышения транспортной единицы, то есть 0,3 тонны.

Проведем расчет:
Налоговая ставка: 16,89 руб. за тонну.
Объем превышения транспортной единицы: 0,3 тонны
Сумма экологического налога: 0,3 тонны × 16,89 руб. = 5,07 руб.

Исходя из п.3 статьи 251 НК Республики Беларусь, сумма экологического налога также может исчисляться плательщиками исходя из установленных годовых объемов хранения, указанных в разрешениях на хранение отходов производства и соответствующих ставок экологического налога. Природопользователям предоставляется выбор по порядку уплаты налога, ежеквартально или ежегодно (п.3 ст. 252 НК). При уплате экологического налога ежеквартально, в качестве налоговой базы используется одна четвертая от годового объема отходов, установленного в разрешении на хранение отходов.
Экологический налог за захоронение отходов
Захоронение отходов производства также облагается экологическим налогом в соответствии с Налоговым Кодексом Республики Беларусь.
Налоговая база экологического налога за захоронение определяется как фактические объемы отходов производства, направленных в налоговом периоде на объекты захоронения отходов или для использования в качестве изолирующего слоя.
При правильном ведении учета отходов согласно экологическому законодательству, налоговая база принимается как числовая единица, равная количеству отхода, направляемого на захоронение за период уплаты налога.
В случаях нарушения порядка ведения учета отходов производства, установленного законодательством об обращении с отходами, налоговая база за захоронение отходов производства определяется как одна четвертая количества отходов, установленного в годовом лимите разрешений на захоронение.
К случаям нарушения порядка ведения учета отходов производства относятся:
  • Не соответствие количества книг ПОД-9, которые ведутся на предприятии с количеством этих же книг, указанных в Инструкции по обращению с отходами;
  • Не соблюдение сроков внесения записей в книги ПОД-9;
  • Отображение данных об образовании отходов не в полном объеме;
  • Противоречие данных из Акта инвентаризации отходов производства с данными из книг учета отходов;
  • Неверное заполнение книг учета отходов ПОД-9 и ПОД-10;
  • Неверное оформление отчета по форме 1-отходы.
Налоговая ставка за захоронение отходов производства указана в приложении 9 НК Республики Беларусь.
Из приложения 9 к Налоговому кодексу РБ, следует:

За захоронение 1 тонны отходов производства:
Налоговым периодом для экологического налога за захоронение отходов принят один календарный квартал.
Пример 2.
В течение налогового периода на предприятии образовалось 0,9 тонн отходов обтирочного материала, загрязненного маслами (код 5820601 в соответствии с "Классификатором отходов РБ"). Согласно инструкции по обращению с отходами, данный отход направляется предприятием на захоронение. В соответствии с Налоговым кодексом Республики Беларусь налоговая ставка за захоронение данного отхода составляет 198,42 рублей. Налоговая база определяется как фактическое количество вывозимого отхода, в данном случае это 0,9 тонны. Следовательно, сумма экологического налога равна произведению налоговой базы (0,9 тонны) на налоговую ставку (198,42 рубля), что составляет 178,57 рубля.
Программный продукт "Е3 Отходы" позволяет пользователям автоматизировать процесс формирования налоговой базы для расчета экологического налога за захоронение отходов.
Уплату экологического налога за захоронение отходов производства природопользователи осуществляют через собственников объектов по захоронению отходов. Собственник отходов заключает с владельцем объекта по захоронению договор на передачу отходов на захоронение, в котором прописываются сведения о виде и степени опасности отходов, количестве отходов, подлежащих захоронению согласно разрешению на захоронение. К концу отчетного периода собственник отходов производит уплату собственнику объекта захоронения сумму, равную произведению налоговой базы и налоговой ставки, совместно производит дополнительную уплату по тарифу собственника объекта за захоронение этих отходов. Тарифы устанавливаются собственником объекта и могут различаться в зависимости от типа оказания услуги по захоронению (захоронение на полигоне, использование отхода в качестве изолирующего слоя и т.д.).
Исчисленная сумма экологического налога за захоронение отходов производства может быть уменьшена плательщиками ежеквартально на сумму произведенных расходов на финансирование капитальных вложений (за исключением капитальных вложений, финансируемых из бюджета) в возведение, реконструкцию собственниками отходов объектов по использованию отходов или объектов обезвреживания и хранения отходов.
Сроки и порядок предоставления налоговых деклараций и уплаты экологического налога за захоронение отходов
Плательщики экологического налога за захоронение отходов должны ежеквартально предоставить налоговые декларации в срок не позднее 20 числа месяца, следующего после истекшего налогового периода.
Исполнение налогового обязательства за захоронение отходов производства на объектах захоронения возлагается на владельцев этих объектов в пределах сумм экологического налога за захоронение отходов, поступивших от собственников.
Перечисление собственниками отходов производства экологического налога за захоронение отходов производства владельцам объектов захоронения производится отдельной платежной инструкцией непосредственно в момент оплаты услуг по захоронению, но не позднее 10-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом.
В случае неперечисления в установленный срок сумм экологического налога за захоронение отходов производства, экологический налог увеличивается:
  • на сумму, соответствующую двойному размеру не перечисленного в срок экологического налога для собственников объектов захоронения (п.2 ст.252 Налогового кодекса РБ);
  • на сумму соответствующую тройному размеру не перечисленного в срок экологического налога для собственников отходов (п.2 ст.252 Налогового кодекса РБ).
Уплата экологического налога производится по выбору плательщика либо один раз в год в размере исчисленной суммы за год, либо раз в квартал, в размере одной четвертой от годовой суммы уплачиваемого налога (п 3 ст. 252 НК). Уплата проводится не позднее 22 апреля календарного года или ежеквартально не позднее 22-го числа месяца, следующего за отчетным кварталом (в размере одной четвертой исчисленной суммы экологического налога). В случае, когда указанные объемы не превышают установленных годовых объемов, излишне уплаченные суммы экологического налога подлежат зачету либо возврату плательщикам в порядке, установленном ст. №66 настоящего Кодекса.
Взыскание сумм экологического налога за хранение и захоронение отходов производства с собственников отходов производится налоговыми органами.
Форма налоговых деклараций по экологическому налогу утверждена Постановлением МНС от 03.01.2019 № 2 «Об исчислении и уплате налогов, сборов (пошлин), иных платежей» (приложение 11). Порядок заполнения форм указан в гл. 12 постановления.